Хочется иметь сбалансированный бюджет, не очень хочется повышать налоги, совсем не хочется резать расходы, особенно оборонные. Кажется, правительство знает о своей бюджетной политике только одно: печатать деньги оно не будет. Все остальное -- область неопределенности. "Обсуждения бюджета идут в правительстве. Рассматриваются различные варианты и способы балансировки бюджета. Окончательное решение будет принято в ближайшее время" -- официальные комментарии Минфина (цитата по ТАСС) по поводу бюджета на 2017-2019 годы и возможных контуров налоговой политики могли бы занять достойное место в коллекции комментариев сколь правдивых, столь и бесполезных, задайся кто-нибудь целью такую коллекцию собрать. Содержательная их интерпретация возможна, пожалуй, только одна: с тех пор как два месяца назад, в начале июля, правительство согласилось принять за основу проектировки, предусматривающие заморозку расходов бюджета на уровне 15,78 трлн руб. в год на всю трехлетку (см. "Деньги" N27 за 11 июля 2016 года ), оно убедилось, что чудес не бывает. Получить Госдуму, где 76% мест будет у "Единой России", как показала практика, вполне возможно, но заставить вырасти цены на нефть до уровня, на котором стоит всерьез пересматривать прогноз,-- это вряд ли. В уточненном прогнозе социально-экономического развития, который обсуждался 21 сентября на совещании у премьера Дмитрия Медведева, оценка на 2016 год повышена до $41, что логично: средняя цена Urals в последние месяцы еще выше. По данным Минфина, среднее за период с 15 августа по 14 сентября -- $45,5, среднее с начала года -- $39,4. Тем не менее прогноз на 2017-2019 годы в базовом сценарии по-прежнему предполагает, что средняя РБК. Расходы неурезаемые Разумеется, решать проблему бюджетного дефицита можно и с другой стороны: вместо поиска доходов и изобретения новых способов налогообложения урезать расходы. Но эта задача не менее тривиальная: после решения правительства провести в январе 2017-го единовременную выплату пенсионерам (по 5 тыс. руб., всего на 221,7 млрд) возникли подозрения, что Минфину уже в 2017 году не удастся удержать расходы бюджета на уровне предполагаемой "заморозки". Будет эта выплата осуществляться в рамках обговоренных ранее 15,78 трлн руб. (за счет, например, перераспределения расходов между статьями), или ее надо рассматривать как увеличение общей суммы расходов, не поняли даже в ЦБ. По крайней мере, в бюллетене "О чем говорят тренды" ЦБ на всякий случай рассмотрел оба варианта. Но и без единовременной выплаты попытка заморозить расходы наталкивается на естественное сопротивление ведомств. Не потому, что сомнительна сама идея, а потому, что, если правительство останется верным намерению индексировать пенсии по уровню инфляции предыдущего года, "заморозка" неизбежно должна означать: трансферт ПФР будет расти за счет остальных статей. И, как сообщал Reuters, в начале сентября на предложение Минфина сократить на 6% все расходы бюджета, включая военные, но исключая социальные, президент отреагировал требованием "безусловно выполнить" все ранее взятые "обязательства в области обороны и безопасности". Конечно, по мере приближения дедлайна (бюджет должен оказаться в Госдуме к 1 ноября) какой-то вариант правительство выберет, и пока самая оптимистичная новость состоит в том, что выходом из ситуации "Налоги повышать нельзя, а расходы резать не хочется" вряд ли станет решение просто напечатать деньги. По крайней мере, Дмитрий Медведев в "Вопросах экономики" (N10 за 2016 год) заявил, что правительство не может "допустить популизма -- ни словесного, ни тем более бюджетного". Надежда Петрова
|